Зимник Вуктыл-Печёра-Усинск

Переправа через реку Печору. Перед ней знаки "выезд на набережную", "ограничение массы", "минимальная дистанция", "преимущество встречного движения". Как окажется в дальнейшем - традиционный набор перед ледовой переправой. Сам путь по реке обозначен вешками. За рекой небольшой подъем и зимник. Километров 150 идёт извилистая снежная дорога с высокими брустверами по краям. Вначале довольно хорошо укатанная, со временем портится и заставляет снижать скорость. Километров 100 движемся со скоростью 20-40 км/ч. Особенно нелегко задним пассажирам - если передние сиденья в УАЗе расположены примерно посередине базы, то задние - недалеко от колёс и козление нашего козлика задние пассажиры испытывают сполна. К тому же передний пассажир может держаться за толстую железную ручку, встроенную в торпеду. Ухабистость и количество рыхлого снега под колёсами по мере движения меняется. Все зависит от того, насколько интенсивно используется тот или иной участок дороги. Нефтяники и газовики используют этот участок зимника не на всю длину, а чтобы проехать до какой либо станции или буровой, либо между ними. Несколько раз дорога проходит мимо домиков, каких-то освещенных сооружений.

Нефтеперекачивающая станция. Факел попутного газа

Иногда в стороне от дороги во тьме видны оранжевые факелы. Раньше такие факелы я видел только по телевизору. В огне сгорает так называемый попутный газ, попутный нефтяной газ или ПНГ. Это не тот газ, который горит на кухонной плите и который добывают на газовых месторождениях. Это газ, который растворен в нефти. Как из кока-колы углекислый газ начинает вырываться наружу, когда бутылка откупорена, так же и из нефти при добыче и перекачке выделяется попутный газ. В отличие от природного газа, который на 98% состоит из метана, попутный газ более замысловат по составу. Метана в нём от 30% до 60%, а остальное - тяжелые углеводороды: этан, пропан, бутан и т.д. К тому же часто попутный газ содержит сероводород. В любой энциклопедии или учебнике вы можете прочитать о том что ПНГ - очень ценное сырье, из которого получается жидкое топливо, пластмассы, этанол и разные растворители. Проблема сжигания ПНГ - это старая и широко известная в узких кругах проблема устаревших технологий, дураков и дорог. Одна из многих проблем нашей потрёпанной передрягами страны.

КАМАЗ вахта - северный автобус

Иногда зимник разветвляется. Различные ответвления ведут обычно к нефтяным скважинам. Иногда такие ответвления обозначены указателями с надписями типа "скважина 12" или "куст 2а". Кустом называется сеть скважин одного месторождения. Иногда разветвления никак не обозначены. Мы двигаемся все время прямо. До какого-то момента это работает, однако на третьем или четвёртом часу пути мы проезжаем очередной "перекрёсток" и дорога резко меняется, превращаясь в колею. Слева рядом с дорогой в ночи появляется освещенная яркими электрическими прожекторами буровая вышка. Рядом с ней - большой деревянный барак размером с двухэтажный дом. Из барака доносится громкий шум, тон которого периодически меняется. Иногда из труб над бараком с шипением вырываются облака пара. Вылезаю из машины. Даже в кино такого не увидишь! Чуть дальше в ряд стоит техника - в основном Уралы и несколько тракторов. Справа от дороги разбросаны вагончики. На высоте десятка метров внутри вышки размещена площадка и на этой площадке виден человек в ватнике. Поднимаюсь к нему и, стараясь перекричать шум, спрашиваю дорогу до Печоры. Рабочий что-то отвечает мне, из чего я могу разобрать, что я должен проехать 100 метров назад до того самого "перекрёстка" и повернуть на нём налёво. Таким образом изначально я должен был повернуть на нём направо. Он говорит, что это будет дорога на Чикшино и до него примерно 60 километров. А сколько до Печоры он не знает. Разворачиваемся и возвращаемся до "перекрёстка". Действительно, большая часть следов уходит не прямо, а в сторону. Поворачиваем.

Дорога заметно меняется - теперь она состоит из довольно прямых участков. При этом основное ее направление по GPS - запад-северо-запад, когда по карте направление на Печору - прямо на север. Здесь надо заметить, что перед поездкой мы узнали, что от Вуктыла до Печоры существует больше одного пути. Якобы в каком-то месте зимник разветвляется и более короткая его часть идёт напрямую до Печоры, а другая часть петляет лишних 100 километров. Короткая часть поддерживается некой частной нефтяной или газовой компанией, и эта компания взимает плату за проезд.

Меня терзают сомнения. Правильно ли мы едем? А если нет? Вдруг рабочий ошибся? Может надо возвращаться - но до куда? Никто не говорил, что зимник превратится в относительно ровную дорогу! Да и Чикшино - это железнодорожная станция, расположенная явно в стороне от направления на Печору. И если мы там окажемся, есть ли автомобильная дорога от нее до Печоры? Вроде как есть зимник вдоль железной дороги. А если он проходит в стороне от станции? Вскоре мотор глохнет, возвещая об окончании бензина в баке. В УАЗе два бензобака - переключаюсь на другой, мотор подхватывает, а я думаю, что если каждый бак по 40 литров и 40 литров в канистрах, то точка невозвращения лежит где-то посередине второго бака. Есть ли бензин в Чикшино или еще где-нибудь впереди? Не сбудутся ли мрачные наши шутки насчет празднования Нового Года в пути среди елок, ночи и сугробов по пояс?

С надеждой всматриваюсь вперед: еще одна вышка или встречная машина - кто-нибудь, кто может сказать, правильно ли мы едем? Иногда мне мерещатся огоньки, но это всего лишь свет наших фар отражается в снежных кристаллах. Иногда мерещатся буровые вышки, но это всего лишь высокие сосны, покрытые снегом.

Но это еще не все проблемы! При переключении баков замечаю, что давление масла - 1,5 кг/см2 вместо привычных четырех. Останавливаюсь. Тяну за кольцо масляного щупа. Вытаскиваю щуп и одновременно из отверстия щупа вырывается струя дыма! На щупе масла нет. Щуп с делениями min и max не достаёт до масла совсем! Ранее я отправил шланг вентиляции картера под мотор. По неопытности я не уследил и шланг оказался пережат. В результате внутри мотора образовалось давление и это давление выдавило большую часть масла из картера двигателя! Достаю канистру с маслом на долив и выливаю все, что там есть - теперь щуп едва достаёт до масла. В дополнение ко всему обнаруживаю, что за день перед поездкой установленный новый генератор не даёт заряд и мы едем на аккумуляторе!

Дорога Акись-Печора. Сумерки Дорога Акись-Печора. Сумерки

Я не знаю, куда мы едем! Масла в моторе недостаточно! Будет не очень приятно, если мотор заклинит посреди зимника! Заряда нет, а мы едем с включенными фарами в кромешной тьме! Бензина вроде как еще должно хватить на обратный путь до Вуктыла, но с каждой минутой мы приближаемся к точке, от которой бензина назад уже не хватит! Все это вертится у меня в голове. Стараюсь не подавать виду, что мне страшно, чтобы не нервировать и так помятых кочками, зимником и дорогой попутчиков. Но мне не по себе...

Внезапно впереди появляется свет фар. Останавливаюсь посреди дороги, выхожу с картой и машу рукой. Впереди десятка-сарай. Замедляет ход. Вот сейчас она остановится и я узнаю, наконец, куда же мы едем! Десятка подкатывается и неожиданно дает газу! Наши фары на мгновение осветили салон легковушки. За рулём мужчина с квадратными от страха глазами, а на пассажирском сидении, похоже, жена. Вскоре габариты десятки скрываются вдали. Толи дядька начитался в газете страшных историй о похитителе десяток на УАЗе, толи жена услышала от подружек о маньяках-насильниках, промышляющих на зимнике... В итоге они смотались. Ничего не остается делать, как ехать дальше. Еще минут 40 пустая дорога и, наконец, появляются какие-то сараи, а затем железнодорожный переезд. В пятне света от одинокого фонаря тётка с метлой в оранжевом жилете подметает рельсы. Наконец хоть кто-то! По словам тётки до Печоры около часа езды, но дорога так себе. После переезда немного проехать, на перекрёстках все время направо. Дорога выходит к станции, которая видна от переезда. А затем на Печору. Несколько раз переспрашиваю одно и тоже, но дежурная по переезду довольно уверено говорит, что здесь одна дорога - на Печору, других нет. А станция и есть то самое Чикшино.

Как оказалось позднее, после разговора с жителями Усинска, которые уже ездили по зимнику, путь через Чикшино - и есть стандартный зимник. А та буровая, где мы узнавали дорогу находится рядом с посёлком Лунвож. На обратном пути я старался заметить ответвление на платный зимник. На мой взгляд, наиболее вероятно, что поворот на него не доезжая со стороны Вуктыла трех-четырех километров до Лунвожа.

Северная трасса

Проезжаем Чикшино и выезжаем на лесную дорогу. Одни колдобины! Не дорога, а стиральная доска, скорость не больше 20 км/ч. Если быстрее - сидящие позади достают головами до потолка! По карте до Печоры по меньшей мере 40 километров, с такой скоростью до Печоры мы будем ехать очень долго! К счастью через 5-7 километров мы видим указатель на Березовку и дорога становится более ровной, теперь она идёт по подсыпке высотой около полутора метров. Действительно, по карте отсюда начинается дорога с покрытием. Ничего не могу сказать насчёт покрытия - все покрыто снегом. Но ровная колея позволяет ехать довольно быстро, снижая скорость лишь при разъезде со встречными.

Проехав 40 километров от Чикшино, подъезжаем к Т-образному перекрёстку. Налево - Усинск. Направо - АЗС, село Кожва и чуть дальше за железнодорожным переездом ледовая переправа через реку Печора и сам город Печора. Постепенно светает - едем до сюда всю ночь. Прежде всего нам нужно пополнить запасы горючего. Поворачиваем направо и вскоре налево по указателю на Усть-Кожву. Сразу после поворота - АЗС. Заправляемся, наблюдая лихие выкрутасы гонщика-синие-писалки на бежевой пятёрке. Как я рад его видеть! Цивилизация снова рядом. Подтягиваю ремень генератора и он снова дает заряд. Тут же покупаем масла. Хоть и не той марки, что было залито до этого - лучше мешанина, чем полное отсутсвие. Жизнь налаживается.

Въезд на переправу через Печору

Возвращаемся к повороту на Чикшино, по пути наблюдаем указатель с надписью "Усинск". Отсюда идёт не так давно построенная дорога. И это не зимник, а именно круглогодичная дорога - она расположена на высокой подсыпке, состоит из длинных прямых участков. На пути встречаются мосты через реки Кожва, Роман-Ель, Песчанка, Лиственичная. Через 75 километров от заправки и поворота на Чикшино понтонная переправа через реку Лыжа. Но сейчас зима и понтоны лежат на берегу, а мы движемся по льду. Еще через три километра развилка. Направо - деревня Усть-Лыжа, налево - Акись, Усть-Уса и Усинск. После развилки еще 18-20 километров дороги. Дорога упирается в деревню Акись, но совсем немного не доезжая деревни нужно свернуть с дороги влево.

Здесь начинается зимник, соединяющий Акись с Усть-Усой. 25 километров, которых не хватает дороге Печора - Усинск. Довольно крутой и ухабистый спуск. Рядом с автомобильной колеей следы снегохода. Внизу на берегу Печоры пойменные луга на которых жители Акиси косят сено и заготавливают его в стогах. Зимой они ездят за сеном на снегоходах или лошадка-driven санях. Дорога извилиста, но нигде не разветвляется. В отличие от зимника от Вуктыла до Печоры здесь все автомобили едут насквозь.

Зимник Печора-Усинск

Если на предыдущем зимнике две проблемы: возможность снежных заносов или недостаточная крепость льда в начале или конце зимы, то здесь прибавляются крутые и скользкие подъемы и спуски. Наш лёгкий полноприводный УАЗик легко берет все подъемы, но легковым недоприводным автоматическим мобилям или тяжелым грузовикам приходится на них нелегко. По пути в Усинск нас то и дело обгоняла, отчаянно прыгая но кочках, лихая четвёрка, которую мы каждый раз Дорога Усинск - Харьяга. Поворот на Усть-Усу и зимник до Печоры догоняли в позе "муж газует, жена толкает".

По пути обратно один подъем был очень скользким и большой полноприводный КамАЗ сполз с дороги, перегородив движение. Заканчивается этот участок длинной переправой через Печору. На другом берегу рекордное количество дорожных знаков, лежащие в ожидании лета и навигации катера и последний самый затяжной и достаточно крутой подъем. Рядом трактор и тракторист. Похоже, за умеренную плату он помогает подняться тем, кто не может сделать это сам.

Дальше зимник заканчивается, упираясь в шоссе. Направо - Усть-Уса. А мы едем налево. Отсюда до Усинска еще 75 километров. Довольно пустынная, но тем не менее хорошо укатанная дорога идёт до развилки. Налево - Харьяга или Харьягинское нефтяное месторождение. От него далее идёт зимник на Нарьян-Мар. А мы поворачиваем направо. Проезжаем населённый пункт под названием "Головные сооружения". Сюда собирается вся нефть, добываемая в окрестностях. Через 20 километров - Усинск.

Оглавление